На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пучеж и его жители

334 подписчика

Наши современники: Ольга Васильевна Скворцова

 

   Помните, теплоходик «ОМ» по Волге ходил? Вот он-то, «ОМик», привёз в наш Пучеж Ольгу Васильевну Скворцову (тогда Густову). В 1962-м году город наш был новенький, но не ахти какой уютный: ни фонарей, ни этих новых домов, ни путных улиц или тротуаров. Представьте себе: вечер, темно, всё незнакомо. И какая-то бабушка из числа провожающих увидела черноглазую девушку, растерянную (хоть плачь!), и сказала:

- Пошли, дочка ко мне пока!

   Шли они долго-предолго, по каким-то ямам, тропинкам… Оля больше смотрела под ноги, чем на дома и фундаменты новостроек, да и они вскоре исчезли. Потом какое-то поле, очень длинное. В общем, в Климушино шли они, шли и пришли. И у этой доброй бабушки Оля переночевала.

   … Миновала двадцать два года. Может ли кто-нибудь представить сейчас культурную жизнь города и даже района без Ольги Васильевны?

   Ольга Густова с Татьяной Мазаевой были первыми преподавателями музыкальной школы: два педагога на 88 учащихся (теперь в школе 115 ребят, но зато педагогов 8 – 10).

   - Два года не знали, что такое выходной день, - смеётся (сейчас) Ольга Васильевна, - А потом потихоньку и учеников становилось больше, и нашего полку прибывало, и даже получили 2-й этаж в Доме пионеров вместо трёх комнат в Доме культуры.

   При такой огромной нагрузке в школе Ольга Васильевна одновременно регулярно ездит в Илья-Высоково – заниматься с хором. В течение тринадцати лет! На общественных началах. Причём, кое-как работать Ольга Васильевна  не умеет, это все знают.

   Потом она же «взялась» за городской хор ветеранов, тоже на общественных началах. И параллельно со всеми этими делами под её началом создаётся «Клуб любителей песни». Первое время руководила им одна, затем вместе с Фаиной Николаевной Овцыной. Как хотите назовите – заседания клуба или просто концерты – но в них  участвовали  любители песни со всего города! Участники художественной самодеятельности школ и предприятий, ветераны. Плюс педагоги и учащиеся музыкальной школы – «на выгреб», то есть полным составом.

   Зал Дома культуры не вмещал всех желающих. Зрители опирались прямо на сцену, а двери вообще не закрывались. Комсомольцы и пожарники следили за порядком. Спросите самых давних и верных зрителей – супругов Рубцовых, Эйдус, Сорокиных и многих других: они знают все памятные даты, которые были отмечены этими прекрасными концертами.

   А 1975 год – рождение популярнейшей «Считалочки»; у истока – тоже Ольга Васильевна, потом этот оригинальный ансамбль переходит в другие, непременно талантливые руки…  Впрочем, не хочется повторять известное. Просто трудно остановить себя, когда задаёшься страшным вопросом: «А что, если б в наш город не приехала Ольга Васильевна?...» Она-то отшутится. Впрочем, скольким коллегам помахала она ручкой на прощание? Скольким ученикам?

   Будучи директором музыкальной школы (в течение 17 лет), Ольга Васильевна каждого молодого специалиста встречала лично – не в здании, а на причале, на аэродроме, на автостанции. И непременно показывала наш город, нашу Волгу во всей её красе – с угора за стадионом, а то прямо с парохода. Вот так, например, встретила и Татьяну Николаевну Царёву – и она навсегда осталась с пучежанами. Несколько лет назад они вместе с ней поехали к своей бывшей ученице Лене Лебедевой в Куйбышев, но уже как к коллеге: она в письме рассказала об эксперименте: как научить петь  всех детей, даже тех, которые не отличаются музыкальным слухом.

   Целый класс ребятишек взяла после этого Ольга Васильевна в восьмилетней школе, там «продлёнка». Следом за ней то же самое сделала и Татьяна Николаевна. Они учат детей не просто петь, а петь грамотно, владеть вокально-хоровыми навыками, музыкальными инструментами.

- И они теперь поют, - скромно сказала Ольга Васильевна о первых итогах эксперимента.

   А ведь это значит, что у ребят развились или пробудились природные музыкальные способности, они полюбили песню, полюбили общение посредством музыки: по сути дела, этот эксперимент для ребятишек – подарок судьбы… Подобные педагоги (умницы, энтузиасты, подлинные просветители) – опора партии в преобразованиях, намеченных проектом школьной реформы.

   Кроме того, Ольга Васильевна сейчас – председатель районного хорового общества. Практически во всех школах и крупных сёлах создаются свои хоровые коллективы. Памятуя выражение «играющий тренер», скажем, что и Ольга Васильевна некоторым из них руководит непосредственно, выбирает репертуар, способствует выступлениям, участвует в репетициях, «болеет» на концертах.

   Конечно, не без трудностей идёт Ольга Васильевна своей культпросветдорогой. Как заметили классики, ещё ни одна талантливая душа не избежала влияния воинствующей серости. Прежде всего она бьёт настроению: тогда, что называется руки опускаются. Но – личный оптимизм и прекрасные друзья, коллеги всегда были рядом с Ольгой Васильевной, в том числе и ветераны хора, и педагоги образовательных школ (например, Э.В.Гаюкова, Е.Ю. Басова, О.С.Морскова) и чуткие дети. Куда денешься от счастья, если ученики сюрпризом придут к тебе домой да как «выдадут» святочное пятиголосие! Впрочем, чаще всего Ольга Васильевна мечтает об элементарной тишине. А её нет: семья живёт в одной комнате, сыну Серёже уже шестнадцать лет, дочка Катя помоложе, и оба тоже любят музыку,  друзей.

   Директор музыкальной школы О.Д.Мужикова, педагог Н.В.Митина подчёркивают такую особенность отношения Ольги Васильевны к молодым специалистам: пусть опека опытных будет доверчивой, тоже творческой. Конечно, у молодых всё «не так». Но на первых попах пусть они освоятся в коллективе, пообщаются с учениками; надо поменьше тревожить их назиданиями.

   Редкое свойство есть у этого педагога: умение восхищаться людьми. Даже того, кто очень сильно ошибся, «обжёгся», она постарается воскресить. И ещё: о ком бы она неговорила, обязательно подчеркнёт:

- Вот чему я у нё учусь…

   У своих товарищей – учиться, у своих учеников – учиться… Можно бы их по именам назвать, но это «непедагогично». Подчеркнуть в коллеге она умеет многое: уровень культуры, мастерство преподавания предмета, увлечённость и эрудицию, душевность; найдёт «изюминку». И не только в коллегах. Пучежане никогда не забудут редкого энтузиаста, создателя нашего краеведческого музея Алексея Александровича Большакова.

   - Как переживал он за свой музей! – говорит Ольга Васильевна. – Тогда в музее ещё не было билетов. А ему всё равно хотелось, чтоб посетителей было много. Знаете, как он считал, сколько народу пришло за день? Спички в кармане держал. Как зайдёт посетитель – он тут же спичку в другой карман переложит. Посетителей было много, он всех умел расшевелить, чтоб музей пополняли, чтоб истоию края изучали.

   Такие-то свойства в других людях и впитывает Ольга Васильевна всей своей щедрой душой.

   … Послевоенные годы в Родниках – годы раннего детства Ольги Васильевны. Отец взял да смастерил для дочери гармонь! И Оля начала играть – да как! По-детски старательно, по-взрослому лихо, по-своему щедро, без устали – всюду, где собирался народ.

   Не так ли и по сей день?

В. Алёшина. Газета «Ленинское знамя» от 29 марта 1984 года.

Картина дня

наверх