На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пучеж и его жители

334 подписчика

Пучеж и Волжское судоходство

   История Пучежа неразрывно связана с великой русской рекой Волгой. Даже само основание его связано то с волжскими рыбаками, то с разбойниками. Существуют предания о братьях-рыбаках Пуде и Чиже, разбойнике Пучинском. Есть документальные свидетельства речного судоходства в районе Пучецкой слободки, как именовался тогда Пучеж. "Да по Пучецкою слободкою перевоз на Волге реке", - гласит запись в писцовой книге, относящейся к 1625 году. Но перевоз существовал и "преж сего", так как к данному времени "ездаков учало быть мало", видимо, потому, что люди переправлялись в своих "малых судах", которые сами строили в слободке. Бравшие перевоз в откуп "посадские люди", попы юрьевецкие из-за невыгоды отказывались и перекладывали оброк на дворцовых крестьян Заборской волости "неволею". Тогда они били челом Великому Государю, чтобы "для их конечной скудости тот перевоз с них снять". В этой же описи упоминается выше Пучежской слободки "бечевое место", то есть место тяги судов против течения людьми или лошадьми крепкой веревкой-бечевой. Вплоть до сноса старого Пучежа в 1952 году старожилы указывали на угол старинного здания с глубокой выемкой от бурлацких чалок.

   В XVIII веке отмечается, что пучежские крестьяне "сверх хлебопашества нанимаются на суда на Волгу на работу кормщиками, водоливами, работниками". В 1771 году "дворцовой Пучецкой слободки жители Алексей Савин и Василий Кандаков ехали в лодке из города Нижняго и услышали с пребезмерным страхом необычную пальбу ис пушек и ружей в городе Балахне и увидели незнаемых воровских людей грабящих город". Этот, уже упомянутый факт говорит не только об обстановке на Волге накануне бунта Емельяна Пугачева, но и том, что пучежане регулярно ходили по маршруту Пучеж - Нижний Новгород.

  До появления пароходов на Волге Пучеж являлся одним из центров судоходства. Дело в том, что большинство непаровых судов обслуживалось тогда бурлаками. А Пучеж как раз и был крупнейшим пунктом найма бурлаков. При населении менее чем 2000 жителей ранней весной собирались на бурлацком базаре до 6000 человек. Аграрное перенаселение способствовало тому, что ближайшие к Пучежу волости направляли на Волгу значительную часть мужского населения. И.А.Шубин в книге "Волга и волжское судоходство" отмечает:"Лучшими бурлаками по всей Волге слыли"махлята", "обжорцы", "ячменцы" и "заборцы". Это Махловская, Обжерихинская волости, ныне в Юрьевецком районе; Ячменская волость, ныне в Пучежском районе, а Заборская  находилась в нынешнем Сокольском районе, что напротив Пучежа. Быт, работа бурлаков лучше всех описаны писателем пучежанином Павлом Алексеевичем Зарубиным.

   

   Основными судами, связанными с Пучежом, являлись до появления пароходства расшивы, коноводки, беляны. Их расцвет приходится на 30-е - 40-е года XIX века. Беляна - самое большое судно непарового флота на Волге. Двигалось оно только вниз по течению. Служили они лишь одну путину. В низовьях Волги беляна продавалась вместе со своим грузом - лесом. Строились беляны в лесных уездах в верховьях Волги и ее притоков, по большой воде отправлялись в путь самосплавом. Некоторые из них достигали грузоподъемности до 800 000 пудов. Это рекорд для Волги и по сию пору. Пучежане тоже участвовали в строительстве этих судов.

Погрузка расшивы. Пучеж. 19-й век. 

 Другим судном, лучшим из волжских парусников, являлась расшива. Именно на расшивы нанимались в основном бурлаки. Ее изобразил И.Е.Репин на своей картине "Бурлаки на Волге" Пучеж упоминается как один из центров строительства расшив. Крупнейшим владельцем судов этого типа был пучежанин Степан Михайлович Чернонебов, хотя в Пучеже почти все купцы имели расшивы Известно, что П.А.Зарубин начинал свою деятельность как владелец двух расшив.

  Еще одной волжской достопримечательностью были коноводки. Здесь основной тягловой силой являлись лошади, находившиеся на палубе судна. О его размерах можно судить по тому, что на нем кроме груза, команды находилось до 100 -200 лошадей на несколько смен работы. Принцип устройства "коноводной машины", как ее тогда называли, состоял в подтягивании с помощью вертикального вала, вращаемого конской тягой, к заводимому вперед судна тяжелому якорю (весом до 100 пудов). Для этого каждая коноводка обслуживалась несколькими завознями - большими весельными лодками. Само судно являлось одновременно буксиром, так как за ним тянулись подсалки - 3-5 крупных, 15-20 мелких барж. Среди крупных владельцев коноводок - пучежанин Дмитрий Петрович Иконников, который имел 4 машины и до 15 подчалков. Еще в начале XX века в Пучеже строились крупные деревянные баржи. Но после революции судостроение в Пучеже постепенно прекратилось.

  Пучеж связан и с периодом появления и развития пароходства на Волге. 7 (19) сентября 1843 года  получил Высочайшее утверждение уста "Пароходного общества по Волге" Общество, приступив к работе не только успешно наладило пароходное дело, но дало толчок созданию целого ряда других компаний, работавших вплоть до национализации флота после революции. организаторами, первыми директорами являлись "С-Петербургский иностранный гость Д.И.Кейли, петербургский 1-й гильдии купец М.П.Кириллов и калязинский 1-й гильдии купец Д.М.Полежаев".

   Первый пароход общества под названием "Волга", изготовленный в Голландии и доставленный в Россию в разобранном виде, был собран и приступил к работе в мае 1846 года. В 1848 году были приобретены пароходы "Геркулес" и "Самсон". Фактически это были колесные буксиры, вели они за собой суда старых волжских типов - бархоты, подчалки, коломенки. На них же возили и первых. На первых пароходах команды были исключительно иностранными - голландцы и финны. По ироническому отзыву современников они "по-русски правильно только ругаться умели". Жены шкиперов-иностранцев готовили на таких баржах еду для пассажиров. Наши природные волгари пришли на пароходы и полностью взяли дело в свои руки, когда увидели, что коренное русское судоходство на расшивах и коноводках не выдерживает конкуренции парового флота.

  Справедливости ради надо отметить, что не совсем удачные попытки введения пароходства на Волге относятся к еще более раннему времени. "По известным доселе документальным данным годом появления в волжском бассейне первого парохода нужно считать 1817, - пишет волжский историк И.А.Шубин. - Первым промышленным судном, предназначенным для общих надобностей на Волге, был буксирный  пароход Берда, построенный на Мологе и носивший название "Волга".

 

 Можно сказать, что именно в это время увидели первые пароходы пучежане. Об их реакции расскажем несколько ниже. А пока скажем, что в 1823 году ярославский помещик Дмитрий Петрович Евреинов организовал даже "Компанию парового судоходства по рекам Волге, Каме и Каспийскому морю". Однако она быстро разорилась. Всего с 1821 по 1842 годы появилось на Волге 8 судов отдельных владельцев.  Причиной неудач в числе прочих, была как раз реакция населения, в том числе купечества на паровые суда. Завидев "чертову расшиву" (так окрестил простой народ первые пароходы), население разбегалось с улиц и прятолось во дворах и на гумнах, выглядывая оттуда украдкой, читая молитвы и отплевываясь троекратно от "нечистой силы". Интеллигенция считала пароходы "барской затеей", указывая на большое потребление ими дров, пугание рыбы в реке и отнятие заработка у бурлаков. С этой "дьявольской посудиной", "знамением антихриста" связывали всякие народные бедствия: засуху, войну, падеж скота, эпидемии.

  Особенно ненавидели пароходы бурлаки, их озлобленные толпы нападали на суда, бросая в них палки и камни. Считая, что в "нутре судна сидит черт", народ отмечал, что он "должно быть тоже устает, так как дышит очень сильно - не по-людски, да и не по-воловьи, а как-то по-своему, больно громко и через трубу". Посему первые пароходы жля защиты от нападений сопровождали полицейские команды.

 Вскоре с началом деятельности "Общества по Волге" настроение стало быстро меняться. Теперь толпы народа уже сами шли смотреть на небывалое чудо. "Своим числом напоминавшие нашествие Мамая и Пугачева, люди съезжались сюда из деревень и сел, а равно и из городов и весей, и целыми днями, неделями и даже более проживали в прибрежных селах, ожидая прибытия парохода к данному пункту".

  Регулярное пароходство, кроме прочих благ, привело и к прекращению разбоя на Волге. Прибрежные леса, обиталище разбойников, были сведены на дрова. Еще в 30-е года пучежский купец, отправляясь вниз по Волге, брал с собой небольшую корабельную пушку на уключине.

   

   Прекратился и разбой "трухменцев" - кавказско-азиатских бандитов, уводивших русских людей в рабство с Волги еще в первой половине XIX века.

  Волга и ее окрестности ожили. Приволжские города, которые выделяясь до того белыми свечками колоколен и разноцветными куполами церквей, теперь обзавелись краснокирпичными фабриками и крупными паровыми мельницами.

  Приняв паровую машину,судовладельцы вместе с тем пытались использовать старые методы движения по Волге. С 1846 до середины 1870-х годов хаживали по Волге кабестаны (от слова, обозначающего стоячий ворот). Небольшой пароходик - "забежка" заводил перед судном тяжелые (до двух тонн) якоря, а затем кабестан с помощью вертикального парового ворота подтягивался к ним. И так делалось многократно. За кабестаном тянулась огромная флотилия, доходившая до 50 деревянных судов. Вся эта махина двигалась чрезвычайно медленно, в сутки проходила 30 верст.

  В 1850 году среди частных владельцев кабестанов мы видим пучежских купцов. Иконников владел кабестаном "Испытанный" и забежкой "Неуступный", а Котельников - кабестаном "Полезный" и забежкой "Поспешный". Еще с 1861 по 1889 год ходили по Волге так называемые туера. Здесь по дну реки укладывалась цепь или стальной трос, а паровая машина наматывала эту цепь на горизонтальный барабан, находившийся на судне.

  Успешная работа вышеупомянутого "общества по Волге" дало толчок появлению в 1848 году пароходного общества "Меркурий". В 1857 году в него влилось общество "Русалка", в 1858 году - "Кавказ", поэтому старожилы помнят его обычно как "Кавказ и Меркурий", хотя накануне революции 1917 года, слившись с "Восточным обществом" оно стало называться "Камво". Но, пожалуй волжское пассажирское пароходство чаще всего связывают с деятельностью товарищества "Самолет", которое было создано именно с целью перевозки людей по Волге в ее верхнем плесе (течении) - от Твери до Нижнего.

Пристань общества "Самолетъ" в Пучеже. Конец 19 века.

Если раньше пассажиры размещались под брезентом на палубе или в душных трюмах, то здесь для них устраивались специальные каюты, где еще в конце XIX века было проведено электрическое освещение и имелись все удобства.

  В 1858 году были основаны пароходные компании - "Дружина", товарищество"Нептун", общество "Вулкан", впоследствии влившиеся в более крупные общества.

   В те же 1860-е годы Иконников был владельцем пароходов "Испытанный" и "Посад Пучеж". Котельников был еще более знаменитым пароходчиком. У него были пароходы "Волгарь", "Доставщик", "Полезный", "Поспешный" и "Валентин".

  С Пучежем связана одна из лучших частных компаний Михаила Павловича Зарубина, основанная в 1879 году (лучший ее пароход так и назывался - "Зарубин"). К истокам компании причастен и Алексей Петрович Самгин, также выходец из Пучежа. В эти же  1870-е  ярославский крестьянин Михаил Матвеевич Кашин открыл на пароходе "Аввакум" пассажирскую линию Нижний Новгород - Пучеж с заходом в Унжу.

 Старожилы вспоминают, что для успешной конкуренции с другими пароходствами он установил низкие цены за проезд и бесплатно угощал своих пассажиров булкой с чаем. Простой народ к нему валом валил. Среди пароходовладельцев из Пучежа или крестьян окрестных деревень надо обязательно назвать Якова Степановича Чернонебова, который переселился в Нижний и в 1906 г. основал частное пароходное товарищество под своим именем из 11 паровых судов и 60 барж. Пароходами в Пучеже владели также Ларичевы, Поповы, Таловы, Красильниковы, Клюкины, Косцовы. Перед революцией в маленьком посаде было 8 пристаней: "Общества по Волге", "Самолета", "Кавказа и Меркурия", "Руси" (образовано в 1908 г. из "Надежды"), а также местных пароходовладельцев. пароход, отходящий от Пучежа в половине десятого утра, приходил в Нижний в 5 часов вечера. Выйдя в три часа дня из Нижнего, приходил в Пучеж в полночь. Сейчас это расстоянии на "Метеоре" покрывается за три часа. Билет стоил от двух рублей в первом классе до шестидесяти копеек в третьем классе. Поездки из Пучежа в Юрьевец или в Кинешму всегда стоили меньше рубля.

   Многие сотни пучежан уходили на заработки на Волгу. Среди них были как простые грузчики, матросы, так и машинисты, лоцманы. И если матрос зарабатывал 12 рублей в месяц, то лоцман получал в несколько раз больше. Многие лоцманы выбивались потом в судовладельцы, приобретали пароходы. Да и грузчики, если не пили, были с деньгами. Накануне революции они создали свой профессиональный союз и так надавили на судовладельцев, что те вынуждены были во много раз увеличить их заработок. Документально известно, что грузчики "харчевались" в то время у бочонка с паюсной икрой, закусывая ситным хлебом с краковской колбасой.

  К сожалению, все это уже в прошлом, исчезли пароходы, туристские теплоходы проходят мимо Пучежа, не приставая к нему. Но исторя волжского судоходства - часть славного прошлого России, которое нам небесполезно помнить.

И. Антонов. "Край голубого льна", 2004 г.

Картина дня

наверх