На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пучеж и его жители

334 подписчика

175-летие путешествия братьев Чернецовых по Волге

 Братья Чернецовы - Григорий Григорьевич (1802-1865) и Никанор Григорьевич (1805-1879) - в 1838 году совершили первое в России художественное путешествие по Волге, проплыв в специально оборудованной лодке-мастерской по Волге от Рыбинска до Астрахани "для срисования с натуры замечательных мест по обоим берегам Волги в панорамном виде". За шесть месяцев плавания живописцы сделали 1982 рисунка, 80 этюдов маслом и множество планов и набросков всевозможных поволжских достопримечательностей.

Иванов Антон .«Барка братьев Чернецовых на Волге в Костромской губернии». 1841.

Иванов Антон. Каюта-мастерская Чернецовых.

Из дневника Чернецовых:

...14 (июля 1838 года) - Оставя Юрьевец, верстах в трех от него мы остано­вились. Горы правого берега здесь очень живописны, а Волга становится приметно шире и быстрее, вероятно от близкого впадения в нее рек Унжи и Нёмды. Какая жизнь и деятельность видны везде! На островах произво­дятся сенокосы, и веселые песни косцов сливаются с при­певами бурлаков, идущих по берегу мерным шагом в лям­ках, бечевою. Солнце закатилось, суда останавливались на якорях для ночлега; хоры тружеников-бурлаков постепенно утихали, вдали только слышна была песня целой оравы их:

Наша лодка идет,

Подается вперед:

Ой раз, ой два!

Еще разик, еще раз! и т. п.

Но и эта песнь умолкла; после тяжких трудов в жаркий день как должен быть сладок их сон!

15 (июля)— Большими плесами мы проплыли мимо многих остро­вов; живописные Юрьевецкие горы окончились. Подувший боковой ветерок подернул поверхность Волги рябизною и, усилясь, заставил нас остановиться у левого берега. Здесь мы нашли голубую глину, которая местами имела прекрас­нейший небесный цвет; собирая оную, мы с трудом могли отделять ее от посторонних частиц. Ветерок, принесший нас к этому лазурному берегу, постих и позволил нам плыть далее. Тишина постепенно восстановлялась, паруса на плывущих судах опустились, сделался штиль в полном смысле, солнце скрылось за горизонт; миновав село Сокольское, мы бросили якорь.

Ежедневно купаясь по нескольку раз и всегда давая наб­людения над дном Волги, мы до сих пор находим его пе­счаным или покрытым мелкими камешками, но вязкое или илистое редко встречали. Опускаясь в глубинах на дно, при прикосновении к оному мы чувствовали катящийся песок, а в местах неглубоких, где можно стоять несколько времени на одном месте, движущийся с течением воды песок, встретя препятствие, замывал ноги; это движение песков, беспрестанно разнообразя дно Волги, образует на нем так называемые перекаты, т. е. бугры и ямы — люби­мые обиталища стерлядей.

16 (июля)—В тихое утро, пройдя мимо значительного острова Толстника, где Волга делает колено к Пучежу, мы видели правый берег очень живописным. Он составляет в этом месте Девичьи горы, носящие свое название от гуляний и хороводов, бывающих в летние праздники в одном месте на оных. Они не столь высоки, как Юрьевецкие, но разно­образные по ним лески делают их очень живописными. Ближе к Пучежу Девичьи горы, лишась зелени, теряют красоту свою.

                                                                                       ПОСАД ПУЧЕЖ

17 (июля)— По значительной торговле хлебными товарами неко­торых здешних капиталистов Пучеж есть замечательное местечко по Волге. В царствование императрицы Екате­рины II он был из Дворцовой слободы переименован в посад; не имеет в себе ничего относящегося до дальней старины. Прекраснейший собор с великолепным в нем ико­ностасом и церкви двух приходов, прекрасно отстроенные, доказывают усердие жителей к украшению оных. В церкви прихода, называемую Пушавкою, где прежде был монастырь, находятся вклады Иова, митрополита Новгородско­го, имевшего недалеко отсюда свою родину. Главный промысл жителей состоит в хлебной торговле и в содержании судов для перевоза оного. Из числа четырех конных машин, принадлежащих здешнему купечеству, одна остановилась в Пучеже для выгрузки товара. По постоян­ному ходу своему с огромным грузом они приносят вла­дельцам большие выгоды.

На плоскодонном судне, вроде барки, длиною от 25 до 35, а шириною от 6 до 8 сажен, устраивается шпиль, приводимый в обращение лошадьми. Завезенный вперед якорь на определенное пространство бросают в воду; конец каната якорного, утвержденный у шпиля, при круговом обращении его накатывается на колесо, и от сего действия машина подвигается вперед, имея за собою на буксире до шести барок с грузом, называемых причалами, кото­рые составляют как бы хвост машины. Вся эта огромная плывущая масса, управляемая опытным лоцманом, идет медленно; она отличается наружным своим видом от всех волжских судов. На палубе машины устроено здание, или, можно назвать, навес, на столпах, в котором находится шпиль, и производится действие лошадьми. Крыша этой надстройки, составляя как бы вторую палубу, окружена перилами, и на ней находится маленький домик, или свет­лица, вроде беседки; тут во время путины живет хозяин или его приказчик. С этой высоты, которую можно на­звать бельведером, производят распоряжения лоцманы. Беспрерывный завоз якорей составляет главную работу бур­лаков, разделенных на смены, и на всякой завозне, плыву­щей с якорем, находится особенный лоцман, называемый завозенным. Он, отплыв на известное пространство от ма­шины, останавливается и смотрит на сигналы, делаемые ему с машины — днем флагами, а ночью фонарями, кото­рыми дают ему знать, где бросить якорь. Главных лоцма­нов на конной машине находится два; так как машина идет беспрерывно и днем и ночью, то они чередуются ме­жду собою. Завозенных лоцманов четыре; водоливов шесть, которых обязанность состоит в отливанни воды из машины и причалов ее и в наряде для работ народа. Всего на судне до 60 человек: 50 бурлаков и 10 погонщиков. По количеству груза определяется и число лошадей, на этой машине находилось их более семидесяти, разделенных на две смены. Из двенадцати якорей, принадлежащих к ма­шине, главные имеют вес до 80 пудов; они двурогие, напо­добие морских. Вся машина с причалами вмещает в себя груза до 170 тысяч пудов, все построение ее с причалами обходится до 80 тысяч рублей. Опытом известно, что они могут служить до 12 лет. Имея случай, хорошенько вы­смотрели прекрасную конную машину, которая служит еще первый год, или, как говорят, первую воду, без поврежде­ний, роскошно разукрашенную резьбою и раскраскою, мы вполне удовлетворили свое любопытство и получили совер­шенное понятие о конных машинах.

В протекающей здесь небольшой речке, называемой Пушавкою, недавно был найден зуб весом в 6 фунтов; он той же формы, какую имеет и приобретенный нами. В бе­регах этой речки находится земля коричневого цвета, кото­рую можно употреблять в живописи. Волга против Пучежа имеет дно, усеянное мелким щебнем, но к левому берегу оно песчано и чисто. Средняя глубина ее в этом месте четыре сажени.

18 (июля)—Простясь в Пучеже с добрыми своими знакомыми, утром, при легком попутном ветерке, мы отправились в путь. Проходя мимо двух больших островов (Витязя и Ячменного), опять встретили несколько конных машин. По миновании островов Волга делает колено или поворот, где на правом берегу находятся Катумские горы, из которых достают известь. Крестовая гора, к ним принадлежащая, нося название свое по находящемуся на ней погосту: крест оканчивает собою Костромскую губернию. Она так же, как и Жареной Бугор, принадлежит к числу урочных мест для новичков-бурлаков. При подошве ее мы остановились у берега...

Скачать книгу "Г. и Н. Чернецовы Путешествие по Волге "( 1970 г.) можно здесь

http://knigi.tr200.biz/index.php?id=2942556

 

Картина дня

наверх