На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пучеж и его жители

334 подписчика

Ю.Ощепков. Ловись, рыбка!

Не дождусь, когда замёрзнет

Волга-милая река!

Очень хочется поймать мне

На мормышку окунька.

Все припасы припасёны,

Дело, Волга, за тобой:

Спрячь под лёд покорно волны,

Выйду, как по мостовой!

     Приближается праздник, у которого нет ни названия, ни числа, ни определённого места его проведения, а как его здорово любят! Готовятся к нему заранее и тщательно... А время празднования назначает сама природа: продержится дня три на градуснике ниже нуля градусов 15 - люди пойдут и поедут на разные речки и озерца с разных районов и областных городов. А позднее после хороших морозов - и на просторы волжского водохранилища.

    Эти рыбачки-любители имеют страсть и беспредельную любовь к природе, к её еще не до конца опознанным чудесным загадкам. А чудес и загадок, действительно полным-полно, по себе знаю. Бывало, за час-два удовольствия от рыбалки и продукта получишь больше, чем когда-то за весь день. Например, встречались и такие дни: до обеда не клюёт, а с обеда и вовсе как отрубит. И домой идёшь пустой. И не потому, что не нашёл полосатого, а именно до половины дня крупный окунь только дотрогается до насадки, а брать не берёт, во второй же половине дня и гладеть не хочет, а не только нюхать. Настоящие рыбаки на это не обижаются и домой уходят пораньше.

   А другой раз, казалось бы, и время глухое - январь, станешь мерить глубину блесной, а он хватает чуть ли не взаглот. примеров привести можно много всяких, но в памяти оседают глубже интересные и радостные дни. Вот один из них запомнился: красивый, весёлый, удачный и счастливый. Иду от фабрики навстречу оранжевой заре. Начало декабря подгоняет меня на ту сторону Волги, как и планировал с вечера. пятисантиметровый снежок под ногами похрустывает так, как мне хочется самому: если надо, чтобы хрустел повеселее, значит, иду пошустрее.  Это было лет десять тому назад, а как вчера помню: солнце открывалось в чистейшее пространство, что редко бывает в начале декабря... Я шёл, как в хорошие гости, на душе было приятно и весело, со своей старостью ещё был не знаком и болезни меня обходили стороной. Шёл и любовался ровной искристой скатертью, которая скрывалась за горизонтом. Справа и слева виднелись рыбачки, курс держали тоже, видимо, на ту сторону. Где-то на половине Волги я неожиданно увидел и вспомнил давнишний ориентир - так называемую вторую гриву. Вдруг мне захотелось просверлить тонкий лёд, сразу две лунки. Просверлил. Опускаю блесну, подёргал минуты две - пусто. перешёл к другой лунке, оказалось она на метр глубже, и с первого подергивания зацеп. Я даже обрадовался, что угадал на кромку и с задёвами. Сверлю азартно рядом. Вновь опускаю блесну. Через несколько секунд - слабенькая попытка, а ещё такое не повторялось. Я понял, что тут хороший окунь, и достал мормышку, чтоб ловить наверняка. тряс мормышечный кивок с мотылёвой насадкой и ниже. и выше -никого. Потом со дна медленно повёл кверху и тряхнул слегка раза два. Мой сторожок-кивок плавно согнулся. Сердечко мое ёкнуло - я вытащил сковородника граммов на 200, да-да, они уже взвешиваются на жилке. опять опустил свежую насадку из мотылей же и кольчиками. И тряхнуть не успел - поклёвка была с нажимом. Сердечко моё ёкнуло в два раза радостней, так как окуня тащил в два раза тяжелей. снимаю с крючка и вижу: от Крупина тянется живая рыбацкая цепочка эдак человек в тридцать. Направление держат примерно на мыс к Тартыщеву, значит должны пройти мимо  где-то за километр. Я продолжал рыбачить без осторожности и каждого полосатого тихонько спрашивал: "Много ли вас там, собратьев?" А некоторые на мои вопросы зевали жабрами и ершились гребнями. Глянул на ходячую цепочку, на моих глазах хвост её отвалился и прямо на меня (они, по всей вероятности, засекли в бинокль). Я себе сказал: "А ну, Юрка, не поддайся, покажи класс своих рыбацких способностей!" Почти так оно и вышло: пока они шли,  хотя и быстро, у меня на льду уже красовалось улова около дюжины.

   Из пяти уютно одетых рыболовов один со мной поздоровался, и он же глядя на мой улов, с улыбкой произнёс: "Вот это горбачи!" Да, окунь был отменный, один другого лучше. в среднем 200 граммов с гаком. Все просверлили вокруг меня лунки  и - ни хвоста. Один спросил меня: "На что ловишь?" Говорю: "На мотыля, - и добавил, - только на самцов". Я думал, они эту шутку знают, и получил ответ: "Понятно". Но услышал в два голоса разом: "Это как это на самцов?" - А так вот: сквозь зубы их протаскиваю, если что-то заденет, значит, самец. Вот и насаживаю, как видите, поклёвывает". Пока они хохотали, я ещё вытащил почтительного горбача и на зависть им поднял красавца кверху. И неторопливо, но громко, с радостью выразил: "Мы, пучежане, с неба звёзд не хватаем, а со дна рыбку достаём!" и стал закладывать весь улов в ящик. Рыбаки не унимались менять места, с азартом сверлили и всё впустую. Один другому сквозь зубы выдавил: "Надо уходить, здесь только раздражаться". А двое подсели ко мне и смотрели, как я играю немудрёным кивочным устройством, и как мотыли насаживаю кольчиками. Но клевать перестало - или больше окуней не было, или уже не потрафлял. Я сматывал и собирался уходить с этого места первым, а шуйским рыболовам ещё сказанул: "Да, вам пока не повезло, потому что вы, наверное, перед рыбалкой не помолились богу, а я ведь десять земных поклонов положил и, как видите, поймал около двух десятков - все, как  на подбор". Кто-то из них фыркнул, но не проронил ни слова. Я пошёл по этой же гриве кверху и метров через 200 ещё сверлил. Шуйские пошли туда, где скрывалась ихняя цепочка. На новом месте поклевок у меня не было. и всё-таки достал опять блесну и стал как можно чаще сверлить по крутой кромке свала. Где-то минут через сорок и лунок через десять пошёл окунёк съедобный, но не тот... Потом покрупней - приятно. Одним словом, с утра повезло, так оно и пошло. К двенадцати часам у меня был полный ящик и, не возвращаясь к первым лункам, я весело зашагал домой. Пока шёл, то в уме окуней и окуньков я уже закоптил, а часть разделил... Итак, скоро праздник для рыбаков!

Газета "Пучежские вести"

Картина дня

наверх