На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пучеж и его жители

334 подписчика

Пучежанин в кругосветной экспедиции на корвете "Витязь" в 1886-1889 годах

Русский мир бесконечно богат своим историческим прошлым. И каждый уголок нашей Родины может быть соотнесён с широко известными событиями, имевшими место не только на нашей земле, но и за её пределами. В качестве такого примера мы хотим рассказать о пучежанине Александре Григорьевиче Сергачёве, участнике кругосветной экспедиции в 1886 – 1889 года на корвете «Витязь». Первым директором музея А.А.Большаковым в декабре 1969 года была получена от П.П.Сергачёва часть дневников его деда, Александра Григорьевича Сергачёва, умершего в 1936 году.

Сам текст из 12 листов, написанный 124 года назад красивым ровным почерком красными чернилами, является  только частью дневника, остальные, к сожалению, утрачены. Анализируя текст, в котором не проставлен год написания, мы сделали вывод, что он относится к периоду с 6 мая по 29  июля 1886 года.

Экспедиция 1886 – 1889 годов на «Витязе» широко известна так же, как и командир корабля,  капитан 1-го ранга Степан Осипович Макаров (1849 – 1904), выдающийся русский флотоводец, погибший в русско-японской войне, командуя Порт-Артурской эскадрой. Сам С.О.Макаров подробно описал кругосветное путешествие в книге ««Витязь» и Тихий океан», вышедшей в 1894 году.  Выйдя 31 августа из Кронштадта, корабль 26 ноября пришёл в Рио-де-Жанейро, затем, пройдя благополучно Магелланов пролив, 6 января 1887 года «Витязь» прибыл в чилийский порт Вальпараисо. Отсюда он направился в Тихий океан, пересёк его и прибыл в Японию. Здесь «Витязь» вошёл в состав Тихоокеанской эскадры вице-адмирала Владимира Петровича Шмидта, находящейся у берегов Японии.

Сам вице-адмирал, участник Крымской (1853 – 1856), а затем русско-турецкой (1877 – 1878) войн, получивший в них тяжёлые ранения, в тот период затмевал славой С.О.Макарова, что видно из текста дневника.  8 июня 1887 г. корабль пришёл во Владивосток. Затем «Витязь», наряду с океанографическими исследованиями, занимался, если так можно сказать, военной разведкой, посещал северные русские порты. После чего корабль отправился в обратный путь с заходом в порты Юго-Восточной Азии, вышел в Индийский океан, затем через Красное море, Суэцкий канал, Средиземное море вышел в Атлантику и 20 мая 1889 года прибыл в Кронштадт. Поход «Витязя» продолжался 993 дня, и всё это время на его борту нёс службу пучежанин Александр Сергачёв.

Сам корабль «Витязь» или «Витязь Второй», так как до этого был корабль с эти названием, являлся стальным парусно-винтовым корветом со стальными мачтами. Построено на Галерном острове в Санкт-Петербурге. Окончательно вступило в строй в 1886 году. Водоизмещение 3200 тон, скорость хода 14 узлов (26 км/час), вооружение 24 орудия разного калибра, 2 надводных торпедных аппарата. Экипаж 25 офицеров и 347 человек команды.

Командир корабля С.О.Макаров был на тот момент в звании капитана 1-го ранга. Можно добавить, что, к сожалению, сам корабль уже при другом командире погиб в 1893 году в районе порта Лазарев в проливе Невельского. А сам Степан Осипович погиб 31 марта 1904 г. на броненосце «Петропавловск».

Интересен сам факт записей, сделанных простым матросом, восприятие им этого похода. До 9 мая корабль находился вблизи Японских островов. Эти записи сильно испорчены, но следующие читаются хорошо. Далее мы будем приводить авторские цитаты из дневника без правки с нашими комментариями, выделенными курсивом.

«10 мая. В 4½ часов вечера (на корабле каждые полчаса отбивали склянки корабельным колоколом) снялись с якоря. В 7½  часа поставили парус. А в 8 часов вечера пары прекратили. Ветер был маленькой. Чуть только что с места сходили. (У «Витязя» скорость под парусами была до 8 узлов).

12 мая. В 3 часа утра нашла туча. На вахте было четвёртое отделение. Гиты и брамсель убрали, фок и грот были взяты на гитовы. Был сильный град и молнии, подул сильный ветер, высвистали всех наверх. Ветер так и рвёт. Марса фалы стравили, взяли на рифтали и на марсабак горденя. И командир повернул по ветру. Господь спас, всё благополучно. Град немножко перестал. Марсели взяты на три рифа. А 5 часов утра ветер совсем затих.  Погода стала тёплая.

14 мая. Подходили к Владивостокским берегам. Паруса закрепили, развели пары.  Погода была тиха и солнечная. Много было китов. 14 мая во Владивостоке в 3½ часа дня встали на бочку. Стояли суда Русские: «Дмитрий Донской», две лодки  «Кореец» и «Алеут». И пришёл катер «Наездник. Из добровольного флота «Кострома».

15 мая. Было украшение флагов и одели на фуражки белые чехлы.

16 мая. В 5 часов утра снялись с якоря. Был сильный туман. Шли шхерами. В 2 часа дня 2 шестёрки и 2 катера спустили на воду с офицерами и отправились на берег по горам для снятия планов. В 5 часов вечера катер, в 7½ шестёрка пришла. Подняли. А корвет вышел в море и стоял всю ночь не отдавая якоря.

17 мая. В 4½ утра машине дали ход, пришли за шестёркой. Всё время был туман и пошёл дождь в 4 часа вечера. Вошли в бухту Посьет, встали на якорь. Купили быка за 70 рублей и приняли хлеба.

18 мая. В 4 часа утра снялись с якоря. Шли шхерами. В 6 часов утра встали на якорь. Спустили паровой катер и 1 шестёрку, и 2-й катер, и вельботом с офицерами и штурманом для снимания планов и промеру. В 1 час дня снялись с якоря. А в 4 часа вечера корвет пришёл опять в ту же бухту, встали на якорь.

19 мая. В 9½ утра снялись с якоря, промеряли бухту и стреляли из револьверов. На ноке фокореи был поднят щит. В 4½ часа вечера пришли обратно в бухту, встали на якорь. Берега начинают зеленеть. Есть жители корейцы.

20 мая. Пили чарку за 15-е мая, за коронование государя. А в 2½ часа снялись с якоря, промеряли.

21 мая. В 4½ часа вечера снялись с якоря в промер. А в 8 часов вечера отправились неизвестно куда.

22 мая. В 4 часа утра пришли в г. Владивосток. Встали на бочку,  подали перлинь и выбирали отделением грязь. Блок на шпиле перлиня лопнул, полетела цепь и ударила 1-го матроса по ноге. Кровь залила матроса, унесли в лазарет. Стояли русские военные корабли: «Дмитрий Донской» «Наездник», «Кореец» и «Алеут», «Нерпа» и «Витязь»  всего 6 кораблей. Ездил гулять. Трезв. Трава зелена.

23 мая. Уголь грузили корейцы, и пришло русское судно Добровольного флота «Петербург».

25 мая. Снялись с якоря в Японию.

28 мая. В 4 часа утра был ветерок небольшой. Выходило какое-то морское чудовище, какой-то зверь. Всё ходил кругом корабля. Голова тонка, длинна, светла.

29 мая. В 1 час ночи ветер затих, паруса закрепили. Развели пары в 3-х котлах, а в 8 часов утра пришли к острову, у которого были из Нагасаки в прошлый раз и спустили гребной катер для рассматривания. В 12 часов дня пошли от острова прочь в Нагасаки.

30 мая. Ветер затих. Пары прекратили. Поставили паруса, было парусное учение. При отдавании марсафалов лопнула гротмарсарея на середине, марсель отвязали и спустили марсарею на палубу в 11 часов дня. Были видны японские берега. Погода была ясная. Фланелевы рубашки сняли. Остались в форменных рубашках и чёрных брюках. В 6½ вечера марсарею поправили.  положили 2 железные полосы и марсарею подняли, и марсель привязали, и паруса закрепили в 8 часов вечера.

31 мая. В 11 часов дня пришли в Японию в г. Нагасаки, фланелевые рубашки и чёрные брюки сняли. Надели белые брюки. Стояли военные корабли русские «Рында» и 1 Северной Америки

1 июня. Послал в деревню письмо и 2 фотографические карточки.  Отдал ревизору Керберу. Клипер «Разбойник» пришёл из России.

2 июня. Ездил гулять. Пьян. Поднял 1 фляжку.

4 июня. В 4 часа утра снялись с якоря «Витязь» и «Рында», а «Разбойник» остался.

5 июня. У «Рынды» винт испортился, шли малым ходом.

6 июня. В 8 часов вечера подул ветер. Подготовили паруса, в машине жар загасили.

8 июня. Были шторма. Ветер, дождь с крупой и туман, ничего не видать, должны быть у берега, а не видать. На мостике командир, вахтенный начальник, штурман забегали. Машину застопорили и дали поворот. В 6 часов вечера пришли в г. Владивосток. Стояли корабли: «Донской», «Наездник», «Кореец», «Алеут», «Нерпа», «Витязь» и «Рында». Было холодно. Одели чёрные брюки.

11 ииюня. Отпускали брамреи и брамстеньги. И одному матросу на салинге отдавило у ноги 2 пальца. Отрезали.

12 июня. Ездил гулять, пьян. Пришла телеграмма из Кореи – придти русским кораблям. Идёт сильная драка, китайцы обижают. Пошла суматоха на всех судах. На другой день опять пришла телеграмма, что всё затихло, приготовляться не стали.

21 июня. Была гонка шлюпками неправильна. Марсареи привезли из порту. Уголь грузили вольные корейцы.

22 июня. Марсареи подняли.

23 июня. Была шлюпочная настоящая гонка, под парусами. У нас взяли призы – баркас 2-й приз, катер № 1 и шестёрка по 3-му призу.

20 июня. С катера много стреляли минами, одну потопили, ушла в грунт, нашли тралом.

1 июля. Марсареи привязали и привезли мины из порту из лаборатории.

3 июля. В 8½ часа утра музыканты к нам перебрались. А в 2½ часа дня пришли 3 священника и 1 протодьякон, и 1 преосвященный. (Епископ Гурий (Буртаковский С.В.)) В 3½ часа дня перебрался вице-адмирал Шмидт. Был молебен в 5 часов вечера. В 6 часов вечера спустили брамреи и брамстеньги хорошо. Адмирал похвалил.

5 июля. В 5½ часа вечера пришли в Японию в г. Хакодате. Военных кораблей не было, вольных было много.

6 июля. Преосвященный и адмирал ездили на берег, был молебен, на судне были японцы православной веры. В 3½ часа дня снялись с якоря. (Церковь Воскресенья Господня была основана в Хакодате в 1859 году, это был 1-й православный храм в Японии).

8 июля. В 8 часов утра машину остановили, поставили паруса. Праздновали Казанской Божией Матери.

11 июля. Подул холод и ветер. Туман стал пропадать. Много дичи уток и чайки. А в 11 часов дня зачало качать. 1 раз блевал.

12 июля. Подул ветер. Весь переход менее 8 узлов в час и не шли. В 4 часа утра увидели берега, горы высокие, снежные. Холодно. В 8 часов вечера вошли в Петропавловскую бухту. С правой стороны небольшой маяк, горы высокие, на горах снег. А на низких горах таял, лес зелёный. В 9 часов вечера, немного не дойдя, встали на якорь.

13 июля. Перешли к городишку, подали на берег перлинь, корму подтянули к берегу и отдали 2 якоря. Есть небольшая гавань и на стенке памятник высокой, не толстой, верхушка золотая, вроде маковки. В гавани стоит маленький парусный крейсерок американский, пойман в Охотском море вольным русским пароходом Владивостокским «Александром 2-м»

13, 14 июля. Команда грузила уголь. Погрузка плохая. Баржёнки маленькие и худые.

15 июля. У адмирала был день ангела. Команде дал по чарке. В городе праздновали изгнание французов и англичан 1854 г. августа 24 дня. В церкви была служба, а на речке у церкви был молебен, был вице-адмирал Шмидт, командир наш. Команда ходила с ружьями в почётном карауле и музыка наша тоже. При отходе молебна на корабле начался салют, 21 выстрел, на судне было украшение флагов. После молебна было немного маршировки под музыку. Народ с удивлением смотрел, коровы заиграли, а лошади разбежались. А собаки в лесу были привязаны, завыли как голодные волки, и оторвались и бегут мимо икон, которая с доской, которая с лесиной, как сумасшедшие. 1-я вахта ездила гулять в белых брюках.

16 июля. В маленькой церкви был молебен и в ограде поминовение усопших, убитых французами и англичанами в 1854 году.

16 июля. Ездил гулять. Трезв. Гуляние плохое. Хлеба почти что нет, а сахар 35 и 40 коп. за фунт. А русская водка 1 бутылка 13 рублей, а спирт 1 бутылка 3 рубля. Народ заморенной, почти только и кормятся рыбой, здесь рыбы ужасно много. Ездили ловить рыбу с корабля, 3 раза закинули и навалили полную шлюпку. В Петропавловском есть лошади и коровы хороши. А собак у каждого самого плохого хозяина есть 5 собак. У порядочного же 16 и 15 собак. Зимой только на них и ездят. Лес мелкой березняк и ещё какой-то вроде липняку. Есть маленькая речка и ручейки. Петропавловск городишко ужасно плохой. Домишков около 90 и то старые, разваливаются. На корабль ездили мужики и мальчишки голодные. просят одежинишки, рубашонку или брючонки, или шкертик (верёвку) привязывать собак, или ножик. 16 июля нашей команды 11 человек перебрались на Американску шхуну и 3 офицера.

19 июля. В 5 часов утра паруса закрепили, дали машине ход, в 6 часов утра шли мимо островов Командорских с левой стороны. Летало много дичи вроде уток. В 9 часов пришли в небольшую бухту, встали на якорь, приходили 2 шлюпки, люди русские и алеуты, говорят по-русски, но плохо. (Это был остров Медный). По-своему говорят непонятно. Они говорят адмиралу, что была парусная американская шхуна звероловска, дала 3 выстрела из орудий картечью в селенье и ушла. Была до нас за 2-е сутки. Адмирал сказал, а хорошо бы найти эту шхуну. Преосвященный (Гурий) ездил на берег, служил молебен. Это селенье называется Глинкой. Люди занимаются звероловством, люди пришли на 2-х шлюпках. На судно шлюпки подняли, мужчин 30 ч. и 5 женщин. В 12 часов дня снялись с якоря,  в 3 часа дня пришли в ихну маленькую гавань, где они живут зиму, ссадили их и пошли дальше, был сильный ветер из-за гор, была большая зыбь.

20 июля. Взошли в Берингово море, пришли к Берингову острову. В 7 часов утра встали на якорь, село, есть церковь. Преосвященный ездил на берег служить молебен. Была большая зыбь, преосвященного на шлюпке укачало. Лейда (бухта) широкая, с 3-х сторон берега низкие, зелёные, а лесу не видать, ичи летало много вроде уток. В 12 часов дня снялись с якоря.

21 июля. В 7 часов вечера увидели парусную шхуну. Думали, что звероловцы, зачали её догонять. Она подняла Русский компанейский флаг, и поворотила от нас прочь. В 11 часов ночи пришли в Петропавловск, встали на якорь, освещали электрическим фонарём. Стояло русский военный корабль «Разбойник» и добровольного флота «Владивосток».

22 июля. Был праздник тезоименитства государыни Императрицы. Пили по чарке. Команда ездила 2 взводами к церкви, и с «Разбойника» тоже 2 взвода ездило с ружьями и музыкой. Был салют 21 выстрел, было украшение флагов, а в 5 ч. вечера потянулись к пристани для погрузки угля. Вечером был небольшой бал.

23 июля. Команда вся грузила уголь мешками. В 11 ч. дня погрузку угля кончили, приняли полный груз. В 3 часа дня от пристани оттянулись, с вольной охотнитской шхуны матросов взяли на корабль 12 человек. В 5 часов вечера снялись с якоря, с «Разбойника» был салют адмиралу. А у нас отвечали. Шхуну взяли на буксир, вышли в море. Стало холодно, одели чёрные брюки.

24 июля. В 5 часов утра буксир шхуны отдали. Пары прекратили, на фор-мачте поставили паруса и в 6 часов утра и на фоке поставили паруса. был ветер не очень сильной с дождём, а с 12 часов дня накрыл туман. В 5 часов вечера увидали с правой стороны берега. паруса закрепили, дали машине ход. В 12 часов ночи проходили  проливом из Тихова океана в Охотское море, пролив шириной 60 миль.

25 июля. В 3 часа утра поставили паруса, машину остановили, был туман и дождь. Подул сильный ветер, взяли на марселях по два рифа. Адмирал дал по штормовой чарке.

27 июля. В 4 часа утра увидали с правой стороны берега, и до 12 часов дня шли около берегов и увидали парусную шхуну, думали, что зверобойска, погнались за ней, а она русская военная, лавируется, не может попасть к Тюленеву острову. «Витязь» взял шхуну на буксир, подвёл её к берегу острова Тюлений, чтобы сменить караул. Встали на якорь. Спустили 3 шлюпки на воду и ездили священники и командир, и офицеры на островок. Смотрели много лежат котиков, другие играют, и сивучи тоже лежат. А сивучи бегают тише котиков. А птиц уток и другой породы –то не смотри, что глаза выбьют. Как человек пойдёт к яру, то под яр навалится страшная груда. А летает так точно рой пчёл, солнца не видать. А кругом судна выходит котиков стада, играют как рыба. Другие высунут голову и смотрят. В 4 часа вечера шлюпки возвратились к кораблю и привезли 3-х морских живых котиков. Парусную шхуну оставили для охранения зверей. С Тюленевых островов в 4 часа вечера снялись с якоря.

28 июля. В 4 часа утра начались с правой стороны берега острова Сахалин, а в 4 часа вечера пришли на Корсаковский пост.

29 июля. Уголь грузили команда и каторжники. Народ каторжный заморённый. Бледные, смирны, одежёнишка рваная. Просят, нет ли какой одежоношки? Высылают их на работу в 4 часа утра и до 8 часов вечера. Таскают лес…»

На этом дневниковые записи заканчиваются.

Материал подготовил сотрудник Пучежского краеведческого музея О. Киселёв.

Газета «Пучежские вести» от 17 июля 2012 г.

Картина дня

наверх